Автосцепка СА-3
(устройство и конструкция)


Автосцепка СА-3 представляет собой передовое устройство в мире железнодорожной техники, разработанное для обеспечения эффективной и безопасной связи между вагонами в составе поезда. Рассмотрим ключевые особенности и преимущества этой инновационной системы. Эта система продолжает играть важную роль в современном железнодорожном транспорте, обеспечивая эффективность и надежность сцепления вагонов.

Содержание статьи:

Принцип Работы: Автосцепка СА-3 работает на принципе автоматического соединения.

Универсальность и Совместимость: Одним из важных преимуществ автосцепки СА-3 является ее универсальность. Эта система совместима с различными типами вагонов и позволяет создавать составы из вагонов разных моделей.

Прочность и Долговечность: Изготовленная из высокопрочных сталей, автосцепка СА-3 обладает прочностью и долговечностью. Это особенно важно при перевозке грузов различного веса, где необходимо обеспечить стабильность и надежность соединения.

Устройство и назначение

Автосцепка СА-3 — это автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава. Оно относится к приспособлениям нежесткого типа. 

Конструкция автосцепки грузового вагона представляет собой:

  • Корпус
  • Замок
  • Замкодержатель
  • Предохранитель замка с сигнальным отростком
  • Подъемник замка (состоящий из узкого и широкого пальца) 
  • Валик подъемника

Вагонная сцепка СА-3 и ее элементы могут оснащаться дополнительными устройствами и обладать специальными конструктивными исполнениями, в зависимости от того, какие задачи будут выполняться каждым конкретным экземпляром.

Конструкция автосцепки CA 3, которая наиболее востребована на железных дорогах, существенно не менялась вот уже в течение семидесяти лет. Благодаря ее особенностям, сцепка вагонов отличается надежностью и практически исключает возможность саморасцепа соединения в разных положениях от посторонних усилий. Вагоны не разъединяются, когда поезд движется, при условии, что разница по высоте автосцепок не более десяти сантиметров.

Данное ограничение обосновано тем, что площадка перекрытия замков автосцепки должна иметь необходимую для обеспечения безопасности величину уклона поверхности. В противном случае, надежность сцепления будет под вопросом, и, когда состав поезда проходит по криволинейной траектории, вагоны находятся под риском расцепления.

Автосцепка СА 3

Автосцепное устройство состоит из комплекта элементов для сборки, с помощью которых соединяют единицы подвижного состава — вагоны и локомотив. Следующее назначение — они призваны сохранять дистанцию между вагонами, передавать и амортизировать продольные силы. Устройство автосцепки СА 3 предполагает наличие ограничений из-за особенностей конструкции.

Автоматическое сцепление вагонов обеспечивается должным образом, только если высота одной автосцепки отличается от аналогичного параметра другой. Так учитываются возможные понижения состава в процессе его эксплуатации (причинами этому служат износ, прогиб рессорного подвешивания и допуски установки).

Для изготовления корпуса приспособления используется углеродистая сталь, производящаяся в мартеновских печах. Содержание в ней углерода, марганца, кремния, серы и фосфора регламентируется специальным государственным стандартом. Также, изделие должно иметь строго определенные механические характеристики. К ним относятся временное сопротивление, предел текучести и относительное удлинение. Для изготовления валика подъемника (стержня), подъемника замка, замкодержателя, предохранителя замка используется технология точного литья.

Автосцепка СА 3 разработана с учетом простоты использования и высокой надежности. Ее конструкция позволяет быстро и безопасно соединять и отсоединять вагоны, сокращая время операций и увеличивая эффективность работы.

Неисправности и ремонт автосцепки

Если какие-либо элементы автосцепки выходят из строя, либо необходимо провести единую техническую ревизию пассажирских вагонов, первым делом приспособление подвергается полной разборке. Выполняется осмотр и очищение карманов корпуса, замена неисправных деталей на новые. Затем, после того как ремонт автосцепного устройства завершается, его собирают и тестируют работоспособность в соответствии с установленными правилами работы.

Подвижный состав не допускается к эксплуатации, если была обнаружена любая из этих неисправностей механизма сцепки:

  • Наличие трещин на деталях приспособления;
  • Одна автосцепка имеет положение выше другой более чем на 25 мм, автосцепка провисает на более чем 1 сантиметр, высота оси автосцепки пассажирских вагонов от головок рельсов превышает 108 см или меньше 101 см;
  • Цепи расцепного привода длиннее или короче положенного, в цепи есть незаваренные или сломавшиеся звенья;
  • Наличие зазора между хвостовиком автосцепки и потолком ударной розетки меньше 2,5 см, зазора между хвостовиком и верхней кромкой окна в концевой балке меньше двух см (если хвостовик имеет механизм с жесткой опорой);
  • Если замок автосцепки расположен на расстоянии от наружной вертикальной кромки малого зуба более чем на 8 мм или менее чем на 1 мм, лапа замкодержателя располагается на расстоянии менее чем 1,6 см от кромки замка;  
  • При неправильной фиксации валика подъемника, либо при его заедании в процессе вращения;
  • При толщине новой перемычки хвостовика автосцепки, которой заменили неисправную в процессе ремонта,  менее 4,8 см;
  • Если поглощающий аппарат имеет внутри неисправности, когда он недостаточно плотно прилегает к передним упорам, а зазор между ним и задними упорами превышает 0,5 см;
  • Ослабленные заклепки упорных угольников, передних и задних упоров;
  • Толщина планки, которая подходит для тягового хомута, меньше 1,4 см, либо она укреплена болтами со слишком маленьким диаметром, либо на болтах отсутствуют контргайки и шплинты;
  • При установке маятниковых подвесок центрирующего прибора были допущены ошибки (широкие головки оказались с нижней стороны);
  • Трещины в кронштейне (ограничителе вертикальных перемещений), износ горизонтальной полки или изгиб, превышающий 0,5 см;
  • Отсутствует предохранительный крюк, который предназначен для паровозной автосцепки, неправильно зафиксирован валик розетки, ослабление болта розетки, на болтах нет шплинтов, либо последние не проходят сквозь прорези корончатых гаек.
Автосцепка СА-3
На складе Автосцепки СА-3

Подробнее о конструкции автосцепки

Головная часть приспособления, или просто голова, соединяется с удлиненным пустотелым хвостиком, имеющим отверстие. Оно предназначено для размещения клина, который соединяет автосцепку и хомут. Голова автосцепки имеет большой и малый зуб. Пространство между малым зубом и большим зубом называется зевом с отлитым выступом. Оно служит местом расположения для замка и замкодержателя, которые, сцепляясь, взаимодействуют с парной автосцепкой. Большой зуб обладает тремя усиливающими ребрами – верхним, средним, нижним. Они плавно переходят в хвостовик и соединяются друг с другом с помощью перемычки.

В задней части головы есть упор, главной задачей которого является передача жестких ударов, которые возникают при неблагоприятных допусках, на хребтовую балку рамы вагоны. Основная часть автосцепки – корпус, передающий тяговые и ударные нагрузки. Кроме того, в нем размещены детали механизма сцепления. Высота по длине хвостовика корпуса имеет постоянное значение. Его торец обладает цилиндрической формой, благодаря чему автосцепка может перемещаться в горизонтальной плоскости.

Замок предназначен для фиксации сцепленных автосцепок. Благодаря увеличенной толщине в замыкающей части, замок не выжимается из зева из-за воздействия сил трения, когда сцепленные автосцепки перемещаются относительно друг друга.

Замкодержатель, в паре с предохранителем удерживают замок снизу, когда автосцепки сцеплены. А вместе с подъемниками он сохраняет замок в верхнем положении, когда автосцепки расцеплены. Лапа замкодержателя работает со смежной автосцепкой. Когда механизм собран, она оказывается в зеве автосцепки и выступает из него. Направляющим элементом для лапы является хвостовик. Он подвергается воздействию, для того, чтобы восстановилось сцепленное состояние, если автосцепки случайно расцепились.

В стенке замкодержателя есть овальное отверстие, чтобы навешивать деталь на шип корпуса. Замкодержатель не только поворачивается на нем, но и перемещается в вертикальном направлении во время движения по пути. Под овальным отверстием находится расцепной угол, который контактирует с подъемником замка.

Чтобы замок не ушел внутрь кармана корпуса, противовес замкодержателя перекрывает полочку верхним плечом предохранителя. Нижнее плечо, работая в паре с подъемником, когда автосцепки расцеплены, освобождает вернее плечо и противовес замкодержателя. С помощью фаски, которой оснащено нижнее плечо предохранителя, оно легко проходит в паз замка, если автосцепки расцеплены. Фаска верхнего плеча, в свою очередь, предотвращает контакт предохранителя с шипом для замкодержателя, так как из-за этого могут возникнуть препятствия для перемещения замка, при наличии боковых отклонений предохранителя. Чтобы нижнее плечо не сломалось, когда на него оказывается действие инерционной нагрузки, его оснащают углублениями, что уменьшает массу и часть размера детали.

Автосцепка СА-3

Предохранители автосцепок выпускаются в двух вариантах – штампованные и литые. Последний тип производится с использованием высокопрочной стали.
Основная функция подъемника – фиксация замка и замкодержателя в расцепленном состоянии, пока вагоны не развели. Также, данный элемент поднимает предохранитель и перемещает замок из зева в карман корпуса.

Валик подъемника поворачивает замок после поворота рычага, когда автосцепки расцепляются, и препятствует выпадению замка из кармана корпуса в зев собранной автосцепки. Благодаря балансиру, который прикрепляется к цепи расцепного привода, валик подъемника без труда возвращается в исходное положение после того, как автосцепки разведут. У современных автосцепок имеется возможность автоматически соединять тормозные рукава когда каждый из вагонов соединен.

Автосцепки современного образца включают в себя:

  • Привод расцепки
  • Упоры
  • Центрирующее устройство маятникового типа с пружиной
  • Тяговый хомут
  • Упорную плиту
  • Полужесткую автосцепку

Купить автосцепку СА 3

Продажа автосцепок СА-3 и прочих комплектующих к ним. Доставка по всей России и СНГ. Гибкие условия оплаты, безопасная сделка, быстрая доставка.