Автосцепка СА-3
(устройство и конструкция)


Автосцепка СА-3 — это автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава. Оно относится к приспособлениям нежесткого типа. Конструкция автосцепки грузового вагона представлена корпусом, замком, замкодержателем, предохранителем замка, подъемником замка и валиком подъемника.
Вагонная сцепка СА-3 и ее элементы могут оснащаться дополнительными устройствами и обладать специальными конструктивными исполнениями, в зависимости от того, какие задачи будут выполнятся каждым конкретным экземпляром.

Конструкция автосцепки CA 3, которая наиболее востребована на железных дорогах, существенно не менялась вот уже в течение семидесяти лет. Благодаря ее особенностям, сцепка вагонов отличается надежностью. Вагоны не разъединяются, когда поезд движется, при условии, что разница по высоте автосцепок не более десяти сантиметров.

Данное ограничение обосновано тем, что площадка перекрытия замков автосцепки должна иметь необходимую для обеспечения безопасности величину. В противном случае, надежность сцепления будет под вопросом, и когда состав будет проходить по криволинейной траектории, вагоны саморасцепятся.

Автосцепка СА-3 (устройство и конструкция)

Автосцепное устройство состоит из комплекта элементов для сборки, с помощью которых соединяют единицы подвижного состава. Также, они призваны сохранять дистанцию между вагонами и передавать, амортизировать продольные силы. Устройство автосцепки СА 3 предполагает наличие ограничений из-за особенностей конструкции.

Автоматическое сцепление вагонов обеспечивается должным образом, только если высота одной автосцепки отличается от аналогичного параметра другой. Так учитываются возможные понижения состава в процессе его эксплуатации (причинами этому служат износ, прогиб рессорного подвешивания и допуски установки).  

Для изготовления корпуса приспособления используется углеродистая сталь, производящаяся в мартеновских печах. Содержание в ней углерода, марганца, кремния, серы и фосфора регламентируется специальным государственным стандартом. Также, изделие должно иметь строго определенные механические характеристики. К ним относятся временное сопротивление, предел текучести и относительное удлинение. Для изготовления валика подъемника, подъемника замка, замкодержателя, предохранителя замка используется технология точного литья.

Автосцепка СА 3 разработана с учетом простоты использования и высокой надежности. Ее конструкция позволяет быстро и безопасно соединять и отсоединять вагоны, сокращая время операций и увеличивая эффективность работы.

Неисправности и ремонт автосцепки

Если какие-либо элементы автосцепки выходят из строя, либо необходимо провести единую техническую ревизию пассажирских вагонов, приспособление подвергается полной разборке. Выполняется осмотр и очищение карманов корпуса, замена неисправных деталей на новые. После того, как ремонт автосцепного устройства завершается, его собирают и тестируют работоспособность в соответствии с установленными правилами.

Подвижный состав не допускается к эксплуатации, если была обнаружена любая из этих неисправностей:

  • Наличие трещин на деталях приспособления;
  • Одна автосцепка выше другой более чем на 2,5 сантиметра, автосцепка провисает на более чем 1 сантиметр, высота оси автосцепки пассажирских вагонов от головок рельсов превышает 108 см или меньше 101 см;
  • Цепи расцепного привода длиннее или короче положенного, в цепи есть незаваренные или сломавшиеся звенья;
  • Наличие зазора  между хвостовиком автосцепки и потолком ударной розетки меньше 2,5 см, зазора между хвостовиком и верхней кромкой окна в концевой балке меньше 2 см (если хвостовик имеет жесткую опору);
  • Если замок автосцепки расположен на расстоянии более чем на 0,8 см или менее чем на 0,1 см от наружной вертикальной кромки малого зуба более чем на 8 мм или менее чем на 1 мм, лапа замкодержателя располагается на расстоянии менее чем 1,6 см от кромки замка;  
  • При неправильной фиксации валика подъемника, либо при его заедании в процессе вращения;
  • При толщине новой перемычки хвостовика автосцепки, которой заменили неисправную в процессе ремонта,  менее 4,8 см;
  • При наличии неисправности поглощающего аппарата, когда он недостаточно плотно прилегает к передним упорам, а зазор между ним и задними упорами превышает 0,5 см;
  • Ослабленные заклепки упорных угольников, передних и задних упоров;
  • Толщина планки, которая поддерживает тяговый хомут меньше 1,4 см, либо она укреплена болтами со слишком маленьким диаметром, либо на болтах отсутствуют контргайки и шплинты;
  • При установке маятниковых подвесок центрирующего прибора были допущены ошибки (широкие головки оказались внизу);
  • Трещины в кронштейне (ограничителе вертикальных перемещений), износ горизонтальной полки или изгиб, превышающий 0,5 см;
  • Отсутствует предохранительный крюк, который предназначен для паровозной автосцепки, неправильно зафиксирован валик розетки, ослабли болты розетки, на болтах нет шплинтов, либо последние не проходят сквозь прорези корончатых гаек.
Автосцепка АС-3 на складе vsp52
Автосцепка АС-3 в наличии у vsp52

Подробнее о конструкции автосцепки

Головная часть приспособления, или просто голова, соединяется с удлиненным пустотелым хвостиком, имеющим отверстие. Оно предназначено для размещения клина, который соединяет автосцепку и хомут. Голова автосцепки оснащена большим и малым зубьями. Пространство между ними называется зевом. Оно служит местом расположения для замка и замкодержателя, которые, сцепляясь, взаимодействуют с парной автосцепкой. Большой обладает тремя усиливающими ребрами – верхним, средним, нижним. Они плавно переходят в хвостовик и соединяются друг с другом с помощью перемычки.

конструкция автосцепки са-3

В задней части головы есть упор, главной задачей которого является передача жестких ударов, которые возникают при неблагоприятных допусках, на хребтовую балку рамы вагоны. Основная часть автосцепки – корпус, передающий тяговые и ударные нагрузки. Кроме того, в нем размещены детали механизма сцепления. Высота по длине хвостовика корпуса имеет постоянное значение. Его торец обладает цилиндрической формой, благодаря чему автосцепка может перемещаться в горизонтальной плоскости.

Замок предназначен для фиксации сцепленных автосцепок. Благодаря увеличенной толщине в замыкающей части, замок не выжимается из зева из-за воздействия сил трения, когда сцепленные автосцепки перемещаются относительно друг друга.

Замкодержатель, в паре с предохранителем удерживают замок снизу, когда автосцепки сцеплены. А вместе с подъемниками он сохраняет верхнее положение замка, когда автосцепки расцеплены. Лапа замкодержателя работает со смежной автосцепкой. Когда механизм собран, она оказывается в зеве автосцепки. Направляющим элементом для лапы является хвостовик. Он подвергается воздействию, для того, чтобы восстановилось сцепленное состояние, если автосцепки случайно расцепились.

В стенке замкодержателя есть овальное отверстие, чтобы навешивать деталь на шип корпуса. Замкодержатель не только поворачивается на нем, но и перемещается в вертикальном направлении. Под овальным отверстием находится расцепной угол, который контактирует с подъемником замка.

механизм сцепления автосцепки са 3

Чтобы замок не ушел в карман корпуса, противовес замкодержателя перекрывает верхнее плечо предохранителя. Нижнее плечо, работая в паре с подъемником, когда автосцепки расцеплены, освобождает вернее плечо и противовес замкодержателя. С помощью фаски, которой оснащено нижнее плечо предохранителя, оно легко проходит в паз замка, если автосцепки расцеплены. Фаска верхнего плеча, в свою очередь, предотвращает контакт предохранителя с шипом для замкодержателя, так как из-за этого могут возникнуть препятствия для перемещения замка, при наличии боковых отклонений предохранителя. Чтобы нижнее плечо не сломалось, когда на него действует инерционная нагрузка, его оснащают углублениями, что уменьшает массу детали.

Предохранители автосцепок выпускаются в двух вариантах – штампованные и литые. Последний тип производится с использованием высокопрочной стали.
Основная функция подъемника – фиксация замка и замкодержателя в расцепленном состоянии, пока вагоны не развели. Также, данный элемент поднимает предохранитель и перемещает замок из зева в карман корпуса.

Валик подъемника поворачивает замок, когда автосцепки расцепляются, и препятствует выпаданию замка из кармана корпуса в зев собранной автосцепки. Благодаря балансиру, который прикрепляется к цепи расцепного привода, валик подъемника без труда возвращается в исходное положение после того, как автосцепки разведут.