Цикл статей:
Глава 1 — Виды железобетонных подрельсовых оснований для стрелочных переводов
Глава 2 — Разработка методики расчета и проектирования железобетонных брусьев для стрелочных переводов
Глава 3 — Совершенствование конструкции болтового прикрепления
Глава 4 — Исследование шурупно-дюбельного способа прикрепления рельсов к железобетонным брусьям
Глава 5 — Эффективность применения железобетонного основания на стрелочном переводе
Совершенствование методов расчета брусьев
В результате исследований, изложенных в настоящей работе, направленных на совершенствование конструкции железобетонных переводных брусьев, повышение их технико-экономической эффективности и стабильности рельсовой колеи на этих брусьях, разработана комплексная практическая методика расчета и проектирования железобетонных брусьев для различных видов стрелочных переводов и съездов, включающая ряд новых расчетных элементов: применение типовых схем брусьев, уточнение зависимости между поездными нагрузками, действующими на брусья, и расчетными усилиями, возникающими в брусьях, расчет брусьев с переменной по длине высотой поперечного сечения и др.
Для наглядного представления технико-экономической эффективности новых методов расчета при проектировании новых железобетонных переводных брусьев ниже, в таблице 5.1, дано сравнение основных показателей опытных брусьев, разработанных ранее и проходивших испытания на ряде железных дорог, и современных типовых брусьев для линий 1-2 классов, вошедших в ОСТ 32.134-99.
В обоих случаях это брусья стрелочного перевода типа Р65 марки 1/11 для сходных условий эксплуатации. В расчет приняты только основные брусья, расположенные непосредственно под переводом без учета переходных брусьев.
Таблица 5.1
Число основных брусьев | шт. | 81 | 82 | — |
Длина всех основных брусьев перевода | м | 310,25 | 310,6 | 100 |
Объем бетона на 1 перевод | м3 | 18,61 | 15,51 | 83 |
Объем бетона на 1 п.м бруса | м3 | 0,060 | 0,050 | 83 |
Масса основных брусьев перевода | т | 46,5 | 38,8 | 83 |
Из таблицы 5.1 следует, что применение брусьев переменного сечения с уменьшенной на 35% высотой на участке между подрельсовыми площадками позволяет обеспечить необходимую трещиностойкость этого участка при меньшем на 45% количестве арматуры и меньшей на 40% силе начального предварительного натяжения ее. Это позволяет изготовлять брусья на действующих заводах железобетонных шпал и вписаться в технологические возможности этих заводов.
Изготовление брусьев с переменным по длине поперечным сечением позволило уменьшить в среднем на 17% объем бетона на 1п.м бруса и на перевод в целом, а также, соответственно, общую массу брусьев при их транспортировке.
Учет распределения поездных нагрузок на брусья подкладками рельсовых и стрелочных скреплений позволяет проводить расчет подрельсовых сечений брусьев на меньшую величину (20-25%), уменьшить количество арматуры и перераспределить ее по сечению бруса рациональным способом.
Приведенный выше пример показывает, что в результате совершенствования методов расчета брусьев могут быть заметно повышены технико- экономические показатели новых конструкций переводных брусьев. Реализация этих повышенных показателей дает значительный начальный экономический эффект уже на стадии производства брусьев.
Для рассмотренного выше примера общий экономический эффект от уменьшения объема бетона и снижения себестоимости только основных брусьев при изготовлении составляет 9400 руб. на один перевод.
Применение упорных пластмассовых втулок в скреплениях типа КБ
Экономический эффект от применения пластмассовых электроизолирующих упорных втулок в скреплениях типа КБ на железобетонных брусьях для стрелочных переводов может быть достигнут от повышения стабильности рельсовой колеи и, соответственно, снижения затрат на текущее содержание стрелочного перевода, а также на исключении затрат на изолирующие втулки скрепления КБ.
Потребность упорных втулок на один перевод типа Р65 марки 1/11 для линий 1-2 классов по проекту ВНИИЖТ 98-01 составляет 624 шт. Цена одной упорной втулки при массовом их производстве составит около 7,0 руб. Общая стоимость упорных втулок 7,0 х 624 = 4400 руб. на один перевод.
При установке упорных втулок исключаются имеющиеся в скреплении КБ изолирующие втулки ценой по 2,2 руб./шт. Следовательно, дополнительная стоимость скреплений на один перевод составит:
(7,0 — 2.2) х 624 = 3000 руб.
По данным лаборатории стрелочного хозяйства ВНИИЖТ, затраты на текущее содержание одного стрелочного перевода составляют 22,32 тыс. руб. в год (определено по фактическим затратам 2001 года).
По данным той же лаборатории из общего объема работ на содержание стрелочного перевода работы по регулировке и исправлению ширины рельсовой составляют 30%, т.е. затраты на них можно принять как 0,3 х 22,32 = 6,7 тыс. руб. в год.
Лабораторные исследования показали, что применением упорных втулок удается снизить эти затраты на 20%, т.е. на 6,7 х 0,2 = 1,34 тыс. руб. Общие затраты на содержание перевода в этом случае составят:
22,32 — 1,34 = 20, 98 тыс. руб./год
Расчет экономического эффекта от применения упорных втулок выполнен в соответствии с «Методическими рекомендациями по обоснованию эффективности инноваций на железнодорожном транспорте» (№ Цтех 0-11 от 26.04.99).
Интегральный эффект определен по формуле:
Эинт =¿{R, — 3,) 1 , (5.1)
гдеRt — результат, достигаемый на t-ом шаге, 3[ — затраты, осуществляемые на том же шаге,
Е — норма дисконта, применяется постоянной в течение пяти лет
(£=0,1), и начальный и конечный годы осуществления инновационного мероприятия.
Расчетный срок службы упорных втулок принят 5 лет.
Для рассматриваемого перевода коэффициент изменения затрат при применении упорных втулок составляет:
И/= 22^32 д = 22,32- ^^ = 1,34тыс. руб., 3, = 3,0 тыс. руб.
20,98 1,064 ^ ^
Результаты расчета интегрального экономического эффекта от применения упорных втулок в скреплении КБ на стрелочных переводных брусьях приведен в таблице 5.2.
Срок окупаемости затрат на упорные втулки, соответствующий году перехода интегрального эффекта от отрицательных к положительным значениям, составляет около 2-х лет.
Общий интегральный экономический эффект от применения упорных втулок составит за 5 лет 3,4 тыс. руб. на один перевод.
Таблица 5.2
Годы | Коэффициент приведения 1 а,= — (1+ Е)1 | Прогнозируемая экономия на текущем содержании перевода /?Лтыс. руб. | Затраты на приобретение 3, тыс. руб. | Прогнозируемый эффект по годам с учетом дисконта (11,-3,) ■ а„ тыс. руб | Интегральный эффект •Эин/и, тыс. руб |
/я | 1,0 | 1,34 | 3,0 | -1,66 | -1,66 |
1 | 0,91 | 1,34 | — | 1,22 | -0,44 |
2 | 0,83 | 1,34 | — | 1,11 | +0,67 |
3 | 0,75 | 1,34 | — | 1,00 | +1,67 |
4 | 0,68 | 1,34 | — | 0,91 | +2,58 |
5 | 0,62 | 1,34 | — | 0,83 | +3,41 |
Заключение
В результате выполненной работы сделаны следующие основные выводы.
- Железобетонные предварительно напряженные брусья являются эффективным основанием для стрелочных переводов, получающим с каждым годом все большее применение на отечественных и зарубежных железных дорогах.
- Комплексная методика расчета, проектирования и испытаний железобетонных брусьев, изложенная в настоящей работе, дает необходимую научно-методическую базу для разработки новых конструкций железобетонных брусьев для всей номенклатуры стрелочных переводов и съездов, используемых на железных дорогах МПС России.
- Виды железобетонных брусьев по условиям работы в разных зонах стрелочных переводов могут быть систематизированы и представлены типовыми расчетными схемами, упрощающими разработку новых конструкций брусьев. Типовые схемы, приведенные в настоящей работе, включены в первый в России стандарт, на железобетонные предварительно напряженные брусья для стрелочных переводов (ОСТ 32.134-99).
- Применение железобетонных брусьев с переменным по длине поперечным сечением, в частности с пониженной высотой на участках между под- рельсовыми площадками, уменьшает на 20-30% величины изгибающих моментов в брусе под поездной нагрузкой, одновременно на 40% повышается предварительное обжатие бетона и соответственно — трещиностойкость бруса.
- В результате испытаний по разработанной методике установлено, что эффективным способом увеличения сопротивления болтового скрепления действию поперечных нагрузок от подвижного состава и повышения стабильности ширины колеи на брусьях является применение упорных втулок из полимерного материала, передающих поперечные силы непосредственно на бетон в верхней части болтового канала в брусе. Опытные образцы втулок прошли испытания циклической нагрузкой, показав удовлетворительную прочность и износостойкость.
Для повышения эффективности применения упорных втулок, а также для обеспечения точности размеров болтовых каналов в брусьях, даны предложения по конструкции и материалам пластмассовых вкладышей и вкладышей- пустотообразователей, устанавливаемых в брусьях при их формовании. Эти вкладыши включены в действующие стандарты на железобетонные брусья (ОСТ 32.134-99) и шпалы (ОСТ 32.154-2000).
- Шурупно-дюбельный способ прикрепления подкладок стрелочных и рельсовых элементов к железобетонным брусьям является эффективным направлением увеличения сопротивления узлов скреплений действию поперечных сил и повышения стабильности ширины рельсовой колеи на брусьях.
Стержень шурупа при упоре в дюбель из материала с высоким сопротивлением смятию может воспринять и передать на бетон значительную часть поперечных сил. Применение дюбеля диаметром около 35 мм позволит разместить в поперечном сечении железобетонного бруса два прикрепителя, и тем самым вдвое увеличить сопротивление действию поперечных сил. Дюбель из полимерного материала обеспечивает надежную изоляцию рельсовых цепей электрического тока без применения изолирующих втулок в скреплении.
- Для успешной работы шурупа без излома необходимо, чтобы при вывинчивании его из дюбеля на высоту 20-25 мм, в том числе при выправке пути, например, по уровню или в продольном профиле на прокладках, сохранялся контакт цилиндрической части стержня шурупа с внутренней стенкой цилиндрического канала в дюбеле. Этому условию удовлетворяет новый шуруп ЦП 54 с увеличенной длиной подголовочного цилиндрического участка стержня. Применительно к этому шурупу определены технические требования и разработана конструкция нового дюбеля с увеличенной длиной цилиндрического канала верхней части без резьбы.
Реализация результатов исследований уже на стадии изготовления и укладки железобетонных брусьев новых конструкций с меньшими объемами железобетона дает экономический эффект от снижения начальных затрат. Так, например, в однотипных стрелочных переводах (Р65, марки 1/11) применение новых брусьев по сравнению с первыми конструкциями дает начальный экономический эффект в 9,4 тыс. руб. на один перевод в ценах 2003 года или около 56 млн. руб. при объеме укладки таких переводов 6000 комплектов в год.
Применение упорных электроизолирующих втулок в болтовых скреплениях как средства повышения стабильности ширины рельсовой колеи на железобетонных брусьях может дать экономический эффект от снижения затрат на текущее содержание стрелочных переводов не менее 3,4 тыс. руб. на один перевод в год, при сроке окупаемости дополнительных затрат в 2-3 года.
Используемая литература
- Скубак В.Ф., Гучков А.К. Проектируем новые конструкции // Путь и путевое хозяйство. 2001. № 12. С. 18-21.
- Путря H.H. и др. Стрелочные переводы с железобетонными брусьями. // Путь и путевое хозяйство. 1971 .№ 11. С.9-11.
- Омельченко П.А., Орловский А.Н. Как служит перевод с железобетонными брусьями // Путь и путевое хозяйство 1977. №10. С. 15-16.