Виды и назначение стрелочных переводов


Стрелочные переводы — важный элемент железнодорожной инфраструктуры, который позволяет поездам изменять направление движения на железных дорогах. Они состоят из нескольких ключевых компонентов и выполняют важную роль в обеспечении безопасности и эффективности движения на железнодорожных путях.

Важно отметить, что стрелочные переводы являются уязвимыми местами на железнодорожных путях, и их техническое обслуживание и регулярная проверка состояния критически важны для обеспечения безопасности и надежности движения. Неправильное положение языков или повреждение других компонентов стрелочных переводов может привести к серьезным авариям.

Содержание статьи:

Что такое стрелочный перевод

Стрелочными переводами называют элементы верхней части строения железнодорожных путей специальной длины, располагающиеся на деревянных или железобетонных шпалах. Они позволяют осуществлять перевод поезда с ветки на ветку. Благодаря данному оборудованию, уменьшаются расходы на организацию железных дорог и сокращается общее их расстояние, так как нет необходимости прокладывать окружные участки маршрута.

Классификация стрелочных переводов

Стрелочные переводы делятся на следующие три вида: перекрестные, а также двойные и одиночные. Так, двойной перекрестный стрелочный перевод является самым сложным. Основная их часть применяется на крупных станциях.

Классификация стрелочных переводов

Одиночные

Такие переводы разделяют колею на два пути. Они бывают трёх вариаций:

  • Обыкновенный — одна колея остается прямолинейной, а вторая отклоняется в поворот или в отклонение от первой;
  • Симметричные — путь разделяется на два с одинаковым углом отклонения, радиус скругления примыкающих путей также идентичен;
  • Несимметричные — этот подтип называется так по той причине, что две колеи укладывают под отличающимися углами.

Двойные

Эти переводы обеспечивают разделение колеи на три и делятся на две разновидности:

  • Симметричные — центральная колея остается прямой, а две боковых расположены с равным углом;
  • Несимметричные — этот подтип представляет собой сложную схему, в которой новые ответвления направлены под различными криволинейными углами, относительно исходного.

Перекрестные

Это переводы, предназначенные для расположения между двух пересекающихся путей. На железных дорогах применяются два вида таких пересечений:

  • Одиночная перекрестная стрелка служит для перемещения подвижного состава по одной из рельсовых пар пересечения без поворотов;
  • Двойной перекрестный — в эксплуатации применяется редко, ввиду сложности строительства. Отличается от предыдущего возможностью движения в любом из направлений на пути.

В течение долгих лет, конструкция данных устройств менялась. В нашей стране наиболее популярно такое устройство стрелочного перевода, как «французская стрелка». Для получения информации о положении стрелки необходимо ознакомиться со стрелочным указателем. Подобная конструкция стрелочного перевода может быть освещаемой и неосвещаемой.

Если на указателе освещена белая сторона, значит стрелку перевели в прямое направление пути, а если желтая – стрелка делает переход на боковой путь. На неосвещаемом указателе смотрят на ребро (прямое направление стрелки) и на боковую сторону (боковое направление). На территории РФ стрелочные переводы определяют марки крестовин или тангенсы острого угла крестовины.

Конструкция стрелочного перевода

Из чего состоит обыкновенный стрелочный перевод? В данную систему входит стрелка, бинокль, крестовина с контррельсами и усовиками, соединительные пути между ними и комплект переводных брусьев. Стрелочный перевод и начало кривой при укладке разделяются прямой вставкой. Длина стрелочного перевода зависит от особенностей движения поездов. Ширина колеи на стрелочных переводах и ординаты стрелочного перевода определяются соответствующими стандартами.

Схема: стрелочный перевод типа Р65 марки 1/9. Проект ЛПТП.665121.001

Стрелочный перевод типа Р65 марки 1/9. План ЛПТП.665121.001

Схема: Стрелочный перевод типа Р65 марки 1/9. Проект ЛПТП.665121.001

Стрелочные переводы обладают собственными не повторяющимися номерами. Их нумеруют арабскими нечетными цифрами (сторона прибытия поездов с нечетного пути) и четными (там, где прибывают четные поезда). Граница четной и нечетной нумерации обозначается осью пассажирского здания (осью станции). Если станция крупная и на ней большое число путей, собирающихся в парки, стрелочные переводы нумеруют по отдельным паркам. Каждый из них получает свою сотню номеров.

стрелочный перевод р65 на складе (3)
Стрелочные переводы

Перевод стрелки выполняется для изменения направления движущегося состава. Стрелка соединяет в себе два неподвижных рамных рельса, два внутренних, прикрепленных друг к другу остряка, переводной механизм и металлические тяги, которые образуют соединение остряков и переводного механизма. Также, в конструкцию входит сбрасывающий остряк. Его задача – сбрасывать одну из рельсовых нитей, в результате чего поезд перестает двигаться по жележнодорожного пути.

Продажа стрелочных переводов

стрелочный перевод на складе в России

Рамные рельсы — элементы системы, к которым во время работы перевода прижимаются остряки. Так как последние отличаются подвижностью и занимают определенное положение по отношению к рамным рельсам, самостоятельное преодоление бокового давления, провоцируемого движущимися колесами, им недоступно. Исходя из этого, рамные рельсы оснащаются болтами или упорными накладками. В результате, рамные рельсы берут на себя всю нагрузку.

Рамные рельсы стандартной длины 12,5 м, для станций со скоростными поездами используются двадцатипятиметровые комплектующие. Изменение направления перемещения вагонов состава происходит благодаря прижиму острия остряка. Для их изготовления используются специальные рельсы разной высоты и симметричный или несимметричный профиль.

Соединение остряков выполняется с помощью стрелочных тяг. Их может быть от одной до восьми единиц. На количество этих комплектующих влияет длина остряков. Стрелочные тяги могут иметь постоянную или регулируемую стяжными муфтами длину.

Купить рамные рельсы

Чтобы перевести короткие остряки используют электрические приводы или ручной стрелочный переводной механизм рычажного типа. Стрелочные переводы, через которые движутся высокоскоростные поезда, оснащены длинными гибкими остряками. С помощью электрических приводов возможен не только перевод остряков, но и фиксация их в определенном положении. Однако, неисправности стрелочного электропривода создают серьезное препятствие для функционирования всей системы.

Неисправности стрелочного перевода

Железные дороги должны быть безопасными. За это отвечает обслуживающий путевой персонал. Существует множество видов поломок стрелочных переводов, но среди них есть те, что могут создавать опасность для здоровья и жизни людей. Давайте ознакомимся с самыми распространенными из них:

Разъединились остряки

Сломавшаяся стрелочная тяга, серьга или серьговые болты приводят к разъединению остряков. Несмотря на то, что централизованные стрелки создаются с раздельным прикреплением рабочих и контрольных тяг, узлы соединения должны регулярно подвергаться тщательной проверке.
Если возникла неисправность, вышедшие из строя детали необходимо экстренно заменить. Должны соблюдаться нормы содержания стрелочных переводов в плане материалов и размеров.

Остряк отстает от рамного рельса

Неприлегание остряка к рамному рельсу вызывается наличием изгиба рамных рельсов. Еще несколько причин – неправильная обработка и угон остряков, изгиб связанных полос и стрелочных башмаков. Если остряк будет отставать от рамного рельса более, чем на 4 мм, подрезанный гребень колеса может столкнуться с торцом остряка. Нормы и допуски стрелочного перевода гласят, что при наличии таких стыков, конструкцию эксплуатировать запрещено.

Повреждения остряка, рамных рельсов и крестовин

К данному типу неисправностей относятся все типы трещин, крупных сколов, изломов. Наибольшей опасностью характеризуются поперечные трещины, которые повреждают головку остряков. Крестовина может сломаться не только полностью, но и частично. И в том, и в другом случае требуется замена крестовины стрелочного перевода, так как устранить подобные дефекты сваркой не получится.

Повреждение контррельсового болта

Когда разрывается контррельсовый болт, происходит резкое ослабление контррельса. Нагрузка ложится на оставшиеся болты, что ускоряет и их выход из строя. Также, в результате разрыва этой комплектующей может отжаться контррельс, что, в свою очередь, провоцирует столкновение колеса и сердечника крестовины. Допуски стрелочного перевода предполагают немедленную замену оборванного контррельсового болта. Контррельс позволяет пройти так называемое “вредное расстояние” — промежуток от горла крестовины до сердечника. Горло крестовины — расстояние между рабочими гранями усовиков в месте угла изгиба.

Вертикальный износ остряков

Существует боковой износ остряков и вертикальный. Последний встречается гораздо чаще. Если имеет место быть вертикальный износ остряка, есть опасность столкновения гребня и торца остряка или наезда гребня на крепления. Поэтому, при наличии данной неисправности, необходимо срочно принять меры по ее устранению.

Типы и марки стрелочных переводов

Крестовиной называют устройство, напоминающее желоб, назначением которого является обеспечение безопасности движения колесных гребней в местах пересечения рельсовых нитей. Марка крестовины стрелочного перевода определяет и марки самого стрелочного перевода. Для каждого из них существуют свои режимы скорости. Например, марка крестовины 1.9 допускает движение на скорости 40 км/ч для грузовых поездов и 25 км/ч для пассажирских. Основная часть типов стрелочных переводов определяются не только марками крестовины, но и типом рельса.

Одиночные стрелочные переводы наиболее распространены. Существуют как правосторонние, так и левосторонние устройства такого типа. Симметричные системы нужны при расхождении железнодорожного пути на две ветки. Обе они должны находится под одним и тем же углом к главному пути. Симметричный стрелочный перевод незаменим там, где мало свободного пространства. С помощью двойного стрелочного перевода главный путь разделяют на три направления. Такая система может быть симметричной или несимметричной. В зависимости от того, как движется состав, используется пошерстный и противошерстный стрелочный перевод. В первом случае вход на стрелку осуществляется со стороны крестовины, во втором – со стороны остряков.

купить стрелочные переводы

Продажа стрелочных переводов и прочих комплектующих к ним. Доставка по всей России и СНГ. Гибкие условия оплаты, безопасная сделка, быстрая доставка.