Цикл статей:
Глава 1 — Введение
Глава 2 — Исследование процесса очистки стрелочных переводов способом электрообогрева
Глава 3 — Экспериментально-теоретическое исследование определяющих параметров электрообогрева СП
Глава 4 — Реализация результатов исследований и натурные испытания предложенных решений
Глава 5 — Технико-экономическое обоснование предложенных мероприятий
Экономическая эффективность рационального ЭО СП
Экономическая эффективность предлагаемых решений была оценена путем сравнения затрат на энергию при существующем положении с электрообогревом стрелочных переводов на Октябрьской железной дороге.
В середине 2000 года службой пути Октябрьской ж. д. был осуществлен расчет эксплуатационных расходов на электрообогрев и пневмообдувку с двумя, пятнадцатью и девяносто пятью стрелками на станции (см. приложе- ‘ ние ).
В эксплуатационные сравнительные данные входили: амортизационные отчисления, численность обслуживающего персонала, фонд оплаты труда, начисления на социальное страхование, накладные расходы, материалы, электроэнергия.
Расчеты показывают, что стоимость потребляемой электроэнергии одним стрелочным переводом в условиях Октябрьской ж. д. в среднем составляет 2200 руб. в год (данные на 25.07.2000 г.).
При средней установленной мощности электрообогрева на стрелку 8 ‘ кВт [ 35 ] и стоимости 1 кВт ч, равной 0,37 руб., количество часов работы ЭО СП в год 2200/ 8 0,37 = 743,24 час/год.
Автором данной работы за зимние периоды 1999/2000 гг., 2000/2001 гг. были проведены наблюдения за снегопадами и составлены графики наблюдений за погодой.
Установлено, что за зиму 1999/2000 гг было 250 час. снегопада, что в 3 раза меньше времени работы ЭО СП в приведенных документах в расчете на один стрелочный перевод.
Такая значительная разница могла быть обусловлена следующими причинами:
1. «Нерациональное использование электроэнергии на наружное освещение
№ | Месяц | Кол.-во | 1 °Свозд. | Кол.-во | и м/с | Снего- | Прим. |
снежных | в снего | часов | в | морозо- | |||
дней | пад | снегопада | снегопад | часы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | • | 1999 | — 2000 | гг. | |||
2 | XI | 7 | +4 — (-5) | 30 | 2-6 | 40 | |
3 | XII | 13 | 0-(-5) | 50 | 4-8 | 100 | |
4 | I | 12 | +2 — (-8) | 60 | 2-4 | 120 | |
5 | II | 9 | +2-(-5) | 40 | 3-5 | 70 | |
6 | III | 13 | +4-(-3) | 70 | 2-6 | 100 | |
7 | IV | — | — | — | — | — | |
8 | Всего: | 54 | — | 250 | — | 430 | |
9 | 2000 | — 2001 | гг. | ||||
10 | XI | — | — | — | — | — | |
11 | XII | 6 | о — (-12) | 30 | 2-6 | 100 | |
12 | I | 9 | +2-(-3) | 50 | 3-5 | 80 | |
13 | II | 10 | -3 — (-15) | 70 | 6-8 | 120 | |
14 | III | 13 | -3 — (-7) | 80 | 4-6 | 140 | |
15 | IV | — | — | — | — | — | |
16 | Всего: | 38 | — | 230 | — | 440 |
Учитывая, что предлагаемый вариант ЭО СП с рационально обоснованными параметрами и автоматическим регулированием режимами работы будет работать только в часы снегопадов, обеспечивая минимальные затраты времени на очистку СП от загрязнителя, можно констатировать, что и затраты на электроэнергию окажутся в 2 — 3 раза меньше (рис. 5.1).
Увеличение мощности ТЭНов на один СП в 1,5 раза (установка их по два на каждую сторону при работе 2+1) и их отключение терморегулятором системы автоматики не повлияют на общий расход электроэнергии.
Единовременные затраты на создание СПУД невелики, т. к. используются те же самые комплектующие изделия.
Внедрение системы ЭО СП в новом варианте под силу каждой дистанции пути, не требует никакого дополнительного оборудования и является примером ресурсосберегающей технологии.
Методика обоснования создания и применения ЭО СП в конкретных условиях эксплуатации приведена ниже.
Методика обоснования создания и применения электрообогреваемых стрелочных переводов в конкретных условиях эксплуатации
- Установление технических возможностей применяемых теплоэлектронагревателей (ТЭН) в системе «электрообогреваемый стрелочный перевод (ЭО СП)»: Рабочее напряжение, В Мощность погонная, кВт/пог. м.; Температура в контакте с элементом СП, °С ;Длина ТЭН, м; Сечение поперечное ТЭН, мм х мм; Площадь контакта с обогреваемым элементом, см.
- Экспериментальное определение рационального места размещения применяемых ТЭН, при котором выполняется условие
- Тб = Тр — То = Теп , обеспечивающее наибольшую эффективность использования ЭО.
- Обеспечение оптимального контакта элементов СП с целью снижения термических сопротивления.
- Термоизоляция поверхностей системы ЭО СП с целью снижения термических потерь.
- Использование поддонов-рефлекторов в рабочей зоне СП с целью концентрации тепла на прогрев системы и таяние загрязнителя.
- Экспериментальное определение обобщенного термофизического коэффициента (ОТФК) а в различных теплофизических условиях эксплуатации.
- Составление зависимости времени прогрева системы ЭО СП теп = f (t°Свозд.) для использования ее в дистанционной автоматической системе регулирования электрообогревом.
- Разработка системы автоматического регулирования режимами обогрева на базе применения датчиков температуры воздуха t°Свозд. (ДТВ), температуры рельса t°С рельс (ДТР), подвижности воздуха и м/с возд (ДПВ), датчика наличия загрязнителя (ДНС), терморегуляторов (ДТРГ)
- Обоснование экономической целесообразности применения ЭО СП в конкретных условиях эксплуатации.
- Техническая характеристика ЭО СП, поставляемого заводом- изготовителем должна включать следующие параметры: Тип, марка СП; Рабочее напряжение, В; Мощность ТЭН на СП, кВт; Коэффициент скорости прогрева, а Пределы использования ЭО СП: температура воздуха, -t°Свозд подвижность воздуха, и м/с.
Заключение
В настоящей диссертационной работе на основании проведенных исследований предложено новое решение актуальной задачи обоснования и выбора рациональных параметров устройств электрообогрева стрелочных переводов в зимнее время, используемых на рельсовых пересечениях путей железнодорожного транспорта.
Решение поставленной задачи позволит осуществить бесперебойный проход по рельсовым пересечениям с допустимыми скоростями без срывов графиков поездов в любое время года.
В результате проведенных статистических, теоретических, экспериментальных и натурных исследований сделаны следующие выводы:
- Электрообогрев необходимо рассматривать не как дополнительное устройство к СП, а как единую систему — электрообогреваемый стрелочный перевод.
- Сформулировано понятие эффективности электрообогрева стрелочных переводов, как степени приспособленности к выполнению стоящих задач, с установлением критериев эффективности, включающих надежность теплоэлектронагревателей, удобство монтажно-эксплуатационных работ, быстродействие в сочетании с наименьшими энергетическими и экономическими затратами.
- Установлено, что параметром ЭОСП является время готовности рельсового пересечения к нормальному функционированию, вписывающегося в график движения поездов.
- Доказано, что рациональность конструкции ЭО СП обеспечивается условиями максимальной теплопередачи при минимуме тепловых потерь в элементах стрелочного перевода.
- Измерение параметров окружающей среды (температуры воздуха, его подвижности и др.) и последующее их преобразование позволяет обеспечить регулирование процесса электрообогрева в диапазоне рациональных значений с целью оптимальной готовности СП к бесперебойному пропуску поездов.
- Предложена схема автоматического регулирования режимами ЭО СП, позволяющая максимизировать теплопередачу от теплоэлектронагрева- телей к указанным элементам.
- Теоретические и конструктивные разработки, программное обеспечение прошли испытания в лабораторных и натурных условиях
- Предложенный способ установления рациональных параметров устройств ЭО СП может быть применен к любым условиям очистки стрелочных переводов от загрязнителя в зимнее время.
- Рекомендуемые положения не требуют дополнительных затрат на свое внедрение по сравнению с существующими схемами ЭО СП. Экономический эффект составит более 100% на один стрелочный перевод.,
- Разработан рациональный вариант электрообогреваемого стрелочного перевода.
- Сформулировано содержание технической характеристики электрообогреваемых стрелочных переводов.
Совокупная экспертная величина экономического эффекта в расчете на один стрелочный перевод для средних условий эксплуатации, выраженных характеристикой месячной статистической нормы морозоснегочасов образовалась за счет:
- снижения расходов на энергетические ресурсы по причине обеспечения минимальных потерь тепла и максимизации процесса теплопередачи в элементах стрелочного перевода;
- использования устройств автоматического регулирования функционированием теплоэлектронагревателей, повышающих, в сою очередь, их надежность и срок эксплуатации.
Результаты теоретических, экспериментальных и натурных исследований, проведенных автором,использованы при разработке, изготовлении, наладке создании опытного СП на дополнительных путях ст. Зеленогорск ПЧ-17 Октябрьской железной дороги.
Используемая Литература
- Харитонов Ю. И., Мариенко В. И. Вопросы технологии и эффективности антиобледенителей железнодорожных стрелочных переводов. Автоматизация и современные технологии — 2000 — №1 — с. 33-35.
58.Черкасский М. М. Электрообогрев лучше, но …II Путь и путевое хозяйство. — 1989 — №11 — с. 26.
168 - Шульга В. Я. Путь и безопасность движения поездов. М.: Транспорт. 1991 -415 с.
- Яковлев В. Ф., Булаш Н. М., Гниломедов В. В. Автоматика и автоматизация производственных процессов в строительстве и путевом хозяйстве. М.: Транспорт — 1990 — 279 с.
- Говоров В. В. Поэлементное проектирование стрелочных переводов промышленного транспорта. С.-Пб, ПГУПС, 1994.
- Говоров В. В. Принцип троекториальных допущений в проектировании путевых конструкций. С.-Пб, ПГУПС, 1994
- Амелин С. В., Елсаков Н. Н., Гапоненко А. С. Как развивался стрелочный перевод. С.-Пб, «Путь и путевое хозяйство» №7-8,1987.
- Гапоненко А. С. Экономическая эффективность конструкций крестовин стрелочных переводов с подвижными элементами и их сферы рационального использования. Информационное письмо ДорНТО Куйбышевской ж. д., 1988.