Рельсы – важная составляющая железнодорожных путей. Они представляют собой балки определенного сечения, изготавливаемые из углеродистой рельсовой стали. Эти балки укладывают на опоры параллельно друг другу, направляя движение подвижных составов.
Рельсы имеют оригинальное сечение и создают опору для перемещения железнодорожного транспорта. Их используют для изготовления железнодорожных путей, промышленных ж/д веток, подъездных путей в карьерах или шахтах. Также с их помощью обеспечивают подвижность грузовых и строительных кранов.
Основные разновидности рельс
Тип рельсовой продукции определяется ее удельным весом. Она маркируется буквой «Р» в сочетании с определенным числом, обозначающим округленный вес одного погонного метра в килограммах. Например, вес рельсов P65 составляет 64,72 кг каждого погонного метра.
Для изготовления современной рельсовой продукции в большинстве случаев используется углеродистая сталь. Присутствие углерода делает готовые изделия более надежными и долговечными в использовании. Однако избыток углерода способен оказать и негативное воздействие. Его чрезмерное количество приводит к повышению хрупкости рельсовой продукции. Поэтому в сплав следует добавлять столько углерода, чтобы получить материал, имеющий максимально прочную структуру.

Чтобы повысить прочность сплава, добавляют и другие вещества. Рельсовая продукция имеет сложный химический состав, в котором помимо стали, присутствует также смесь хрома, ванадия, кислорода, алюминия, циркония и прочих необходимых элементов, придающих им необходимые эксплуатационные характеристики. Марганец делает углеродистый сплав более твердым и устойчивым к механическим повреждениям. Цирконий, ванадий и титан также существенно улучшают качество стали. В настоящее время материалы, из которых изготавливается рельсовая продукция, выпускаются на современных металлургических комбинатах и крупных заводах.
После изготовления вся рельсовая продукция маркируется. Маркировка рельсов упрощает покупателям выбор подходящей продукции и особенности ее доставки на объект. С ее помощью можно легко определить, сколько килограммов в одном метре рельсы. Зная, сколько весит одна рельса, вы сможете быстро определить массу заказываемой партии и подобрать транспортное средство нужной грузоподъемности.
Каждое рельсовое изделие производится по соответствующему ГОСТу и обладает определенными характеристиками по ширине, высоте, весу одного метра.
От вида и качества рельсовой продукции зависит уровень допустимой нагрузки и предельное натяжение рельс. Отверстия под болты могут располагаться с одной либо двух сторон. Часть изделий выпускается без отверстий.
В настоящее время выпускаются следующие разновидности рельсов:
- Железнодорожные. Самый востребованный и популярный вид рельсовой продукции.
- Узкоколейные. Позволяют создавать пути с узким пространством между рельсами, широко используемые в горнодобывающей промышленности.
- Рудничные. Применяются для укладки бесстыковых путей.
- Трамвайные. Используются для изготовления на трамвайных железнодорожных путей.
- Крановые. С их помощью создают пути, обеспечивающие перемещение подъемных кранов.
- Подкрановые. Самые тяжелые, иногда укладываются в несколько рядов.
- Рамные. Применяются для изготовления переводных механизмов.
- Контррельсовые и остряковые. Используются в верхних конструкциях железнодорожных путей.
Распространенные размеры рельс
В нашей стране наиболее распространенными являются рельс Р65, Р50, а также Р43. Размеры рельса р65 имеют немаловажное значение. Чем больше его длина, тем меньше стыковых скреплений приходится использовать в процессе укладки, что дает возможность минимизировать уровень сопротивления во время движения составов. Использование рельсов Р 65 большой длины и сварных швов позволяет снизить износ подвижного состава и минимизировать затраты на содержание железнодорожных путей.
Что учитывать при выборе рельсовой продукции?
Выбирая подходящую продукцию, обращайте внимание на следующие характеристики:
- грузонапряженность железнодорожной линии;
- скорость передвижения поездов;
- осевую нагрузку;
- производителя;
- цену рельса и некоторые другие факторы.
Рельсы Р43
Эти изделия предназначены для изготовления путей промышленного транспорта. Из них изготавливают железнодорожные пути с невысокими объемами перевозок, позволяющими избежать использования более тяжелых рельсов Р 50 и Р 65.
Стандартный вес рельсов Р43 составляет 44,65 кг погонного метра, а длина – 12 с половиной метра. Изготавливаются они из углеродистой стали и используются в следующих областях:
- для создания рельсовых путей на рудниках, в шахтах и карьерах;
- для изготовления стрелочных переводов;
- для соединения станций на железной дороге;
- на оптовых торговых базах и промышленных предприятиях для обеспечения ускоренного подвоза продукции.
У этих изделий вертикальный износ головки не превышает 3 мм, а боковой износ отсутствует, что упрощает процесс ремонта железнодорожных путей. Еще одним преимуществом является более низкая цена рельсовой продукции такого типа, чем стоимость рельсов Р 50 и Р 65.


Рельсы Р50
Это рельсы широкой колеи. Рельса Р50 предназначены для изготовления стрелочных переводов, бесстыкового и звеньевого пути железных дорог. Раньше они были наиболее распространенными на российских железнодорожных магистралях, но теперь их заменили рельсы Р 65 и Р75.
Сегодня Р 50 используются для возведения железнодорожных путей, используемых для перевозок, интенсивность которых превышает 30 млн. т.км/км в год. Также с их помощью обычно создают промышленные пути на крупных предприятиях.
Вес рельсы Р 50 составляет 51,8 кг каждого погонного метра, а стандартная длина равна двенадцать с половиной метров.
Рельсы Р65
Рельсы Р 65 предназначены для бесстыкового и звеньевого пути ширококолейных дорог и изготовления стрелочных переводов. Они изготавливаются из стали марок М76 и М74. Рельс Р65 является самым ходовым и распространенным. Он широко используются при сооружении коммерческих и общественных железнодорожных путей. Этот тип характеризуется приемлемой плотностью стали имеет временное сопротивлении не меньше 90 кгс/см2. Использование для изготовления данной продукции высоких марок стали дает возможность получать изделия, относительное удлинение которых превышает четыре процента.
Срок эксплуатации р65 превышает период использования Р50 на сорок три процента. При их укладке экономится около пятнадцати процентов металла.
Стандартный вес рельсы Р 65 равен 64,72 кг каждого погонного метра. Длина р-65 может быть разной. При изготовлении путей небольшой протяженности использовать длину меньше шести метров запрещается.
Менее распространенной разновидностью являются рельсы Р75, один погонный метров которых весит 74,41. Их длина обычно составляет двадцать пять метров. Такую продукцию выпускают только самые крупные заводы, которые под заказ могут выливать изделия длиной пятьдесят и сто метров. Железнодорожные рельсы Р75 являются наиболее качественными. Содержание изготовленных из них железнодорожных путей обходится дешевле всего.

Стоимость рельсовой продукции
Чтобы с выгодой купить рельс нужной марки, следует уметь правильно рассчитывать стоимость этой продукции. Сколько стоит рельса? Для определения цены железнодорожной рельсы необходимо знать следующие ее характеристики:
- тип изделия (б/у, новое, состав и т.д.) – от этого зависит стоимость за тонну;
- вес (кг в 1 погонном метре);
- длина.
Также стоимость зависит от размера приобретаемой партии. Купить рельсы б/у или новые крупным оптом выгоднее, чем приобретать мелкооптовую партию рельсовой продукции.
Преимущества железнодорожных рельсов:
- гарантируют равномерное распределение нагрузки по длине полотна;
- обеспечивают прочную поверхность для колес железнодорожного транспорта, позволяя ему развивать высокую скорость;
- обладают большим ресурсом использования (более пятидесяти лет), на протяжении которого эффективно противостоят износу и достойно выдерживают солидные нагрузки.