Железнодорожные рельсы Р50, Р65 — вес, цена, размеры, маркировка


Железнодорожные рельсы — это фундаментальный элемент железнодорожной инфраструктуры, играющий важную роль в обеспечении движения поездов. Они представляют собой длинные стальные балки, уложенные параллельно друг другу, и служат платформой для движения колесных пар подвижного состава. Рельсы играют важную роль в обеспечении надежности и безопасности железнодорожных перевозок. Их качество и состояние имеют решающее значение для железнодорожных операторов и пассажиров, и поэтому регулярное обслуживание и обновление рельсовых путей необходимо для эффективного функционирования железнодорожной системы.

Содержание статьи:

Рельсы – важная составляющая железнодорожных путей. Они представляют собой балки определенного сечения, изготавливаемые из углеродистой рельсовой стали. Эти балки укладывают на шпалы параллельно друг другу, направляя движение подвижных составов.

Рельсы имеют оригинальное сечение и создают опору для перемещения железнодорожного транспорта. Их используют для изготовления железнодорожных путей, промышленных ж/д веток, подъездных путей в карьеры, шахты или некоторые промышленные строения. Также с их помощью обеспечивают подвижность грузовых и строительных кранов.

Основные разновидности рельс

Тип рельсов определяется ее удельным весом. Она маркируется буквой «Р» в сочетании с определенным числом, обозначающим округленный вес одного погонного метра в килограммах. Например, вес рельсов P65 составляет 64,72 кг каждого погонного метра.

Для изготовления современных рельсов в большинстве случаев используется углеродистая сталь. Присутствие углерода делает готовые изделия более надежными и долговечными в использовании. Однако избыток углерода способен оказать и негативное воздействие. Его чрезмерное количество приводит к повышению хрупкости рельсов. Поэтому в сплав следует добавлять столько углерода, чтобы получить материал, имеющий максимально прочную структуру.

изготовление рельс из углеродистой стали

Чтобы повысить прочность сплава, добавляют и другие вещества. Рельсовая продукция имеет сложный химический состав, в котором помимо стали, присутствует также смесь хрома, ванадия, кислорода, алюминия, циркония и прочих необходимых элементов, придающих им эксплуатационные характеристики, подходящие для условий эксплуатации. Марганец делает углеродистый сплав более твердым и устойчивым к механическим повреждениям. Группа материалов, таких как цирконий, ванадий и титан также существенно улучшают качество стали. В настоящее время материалы, из которых изготавливается рельсовая продукция, выпускаются на современных металлургических комбинатах и крупных заводах по требованиям ГОСТ и других документов.

После изготовления вся рельсовая продукция маркируется. Маркировка рельсов должна упрощать покупателям выбор подходящего варианта и особенности его доставки на объект. С ее помощью можно легко определить, сколько килограммов в 1 метра рельсы. Зная, сколько весит одна рельса, вы сможете быстро определить массу заказываемой партии и подобрать транспортное средство нужной грузоподъемности для оказания услуги доставки.

Каждое рельсовое изделие при производстве по соответствующему ГОСТу обладает определенными характеристиками по ширине, высоте, весу.

От вида и качества рельсов зависит уровень допустимой нагрузки и предельное натяжение рельс. Отверстия под болты могут располагаться с одной либо двух сторон. Часть изделий выпускается без отверстий.

Разновидности рельсов:

  • Железнодорожные. Самый востребованный и популярный вид рельсов;
  • Узкоколейные. Позволяют создавать пути с узким пространством между рельсами, широко используемые для работы в горнодобывающей промышленности;
  • Рудничные. Применяются для укладки бесстыковых путей;
  • Трамвайные. Используются для изготовления на трамвайных железнодорожных путей;
  • Крановые. С их помощью создают пути, обеспечивающие перемещение подъемных кранов;
  • Подкрановые. Самые тяжелые, иногда укладываются в несколько рядов;
  • Рамные. Применяются для изготовления переводных механизмов;
  • Контррельсовые и остряковые. Используются в верхних конструкциях железнодорожных путей;

Что учитывать при выборе рельс?

Выбирая подходящую продукцию, обращайте внимание на следующие характеристики:

  • грузонапряженность железнодорожной линии;
  • скорость передвижения поездов;
  • осевую нагрузку;
  • производителя;
  • цену рельса и некоторые другие факторы.

Распространенные размеры (длина) рельс

В нашей стране наиболее распространенным являются размер 12 метров. Чем больше длина рельс, тем меньше стыковых скреплений приходится использовать в процессе укладки, что дает возможность минимизировать уровень сопротивления во время движения составов. Потому при сварке без стыкового пути используют рельсы длинной 25 метро. Использование рельсов большой длины и сварных швов позволяет снизить износ подвижного состава и минимизировать общие затраты на содержание участков железнодорожных путей — это их главное преимущество.

Рельсы Р43​

Стандарты рельсов Р43:

  • ГОСТ 30165-94

Эти изделия предназначены для изготовления путей промышленного транспорта. Из них изготавливают железнодорожные пути с невысокими объемами перевозок, позволяющими избежать использования более тяжелых рельсов.

Стандартный вес рельсов Р43 составляет 44,65 кг погонного метра, а длина – 8 м. Изготавливаются они из углеродистой стали и используются в следующих областях:

  • для создания рельсовых путей на рудниках, в шахтах и карьерах;
  • для изготовления стрелочных переводов;
  • для соединения станций на железной дороге;
  • на оптовых торговых базах и промышленных предприятиях для обеспечения ускоренного подвоза.
Рельсы Р43​

У этих изделий вертикальный износ головки не превышает 3 мм, а боковой износ отсутствует, что упрощает процесс ремонта железнодорожной колеи. Еще одним преимуществом является более низкая цена рельсов такого типа, чем стоимость рельсов Р50 и Р65.

Рельсы Р50

Рельсы категории Р50 нашли применение для широкой колеи. 

Изготавливаются рельсы Р50 по документам: 

  • ГОСТ 51045-97
  • ГОСТ 51685-2013
  • ТУ 0921-231-01124322-2014
  • ТУ 14-2Р-475-2013 

Размеры р50: 12500х132х152 мм

Рельсы Р50 предназначены для изготовления стрелочных переводов, бесстыкового и звеньевого пути железных дорог. Раньше тип Р50 был наиболее распространенными на российских железнодорожных магистралях, но теперь его заменили рельсы типа Р65 и Р75.

Рельсы Р50

Сегодня Р50 используются для возведения железнодорожных путей, используемых для перевозок, интенсивность которых превышает 30 млн. т.км/км в год. Также с их помощью обычно создают промышленные пути на крупных предприятиях.

Вес рельсы Р50 составляет 51,8 кг каждого пог. м, а стандартная длина равна 12.5 м

Рельсы Р65

Стандарты Р65: 

  • ГОСТ 51045-97
  • ГОСТ 51685-2013
  • ТУ 0921-231-01124322-2014
  • ТУ 14-2Р-475-2013 

Рельсы Р65 предназначены для бесстыкового и звеньевого пути ширококолейных дорог и изготовления стрелочных переводов. Они изготавливаются из стали марок М76 и М74. Рельс Р65 является самым ходовым и распространенным. Он широко используются при сооружении коммерческих и общественных железнодорожных путей. 

Этот тип характеризуется приемлемой плотностью стали имеет временное сопротивлении не меньше 90 кгс/см2. Использование для изготовления высоких марок стали дает возможность получать изделия, относительное удлинение которых превышает четыре процента.

Срок эксплуатации р65 превышает период использования Р-50 на сорок три процента. При их укладке экономится около пятнадцати процентов металла.

Стандартный вес рельсы Р65 равен 64,72 кг каждого пог. м. Длина р-65 может быть разной. При изготовлении путей небольшой протяженности использовать длину меньше 6 м запрещается.

Рельсы Р65

Менее распространенной разновидностью являются рельсы Р65 длиной обычно в 25 метров. Такую продукцию выпускают только самые крупные заводы, которые под заказ могут выливать изделия длиной 50 и 100 м. Железнодорожные рельсы Р65 являются наиболее качественными. Содержание изготовленных из них железнодорожных путей обходится дешевле всего.

Части железнодорожного рельса

Рельсы любых типов делятся на 3 составляющие:

Головка рельса

Это верхняя часть рельса. Именно с головкой рельса происходит контакт части колесной пары. Продольный профиль железнодорожного пути формируется именно на её основе. Колесо взаимодействует с верхней частью рельса не по всей её ширине, а лишь на относительно небольшой области, которую называют «пятном контакта». Более того, из-за поперечного колебания, особенно на неровных путях, верхний край колеса соприкасается с боковой частью головки рельса. В результате этого головка изнашивается. Однако, такой рельс по стандартам всё еще можно использовать на менее загруженных отрезках пути.

Шейка рельса

Так называется центральная часть рельса узкой формы. Не смотря на то, что толщина этой части меньше, именно она не даёт рельсу изгибаться под давлением поезда. Также накладки на концах крепятся на шейке рельса (для этого, в шейке сверлятся отверстия).

Подошва рельса

Это самая нижняя часть, опора рельса. Большая площадь и ширина подошвы повышают устойчивость рельса к опрокидыванию и сдвигу. На эту часть действует самая большая нагрузка. Подошва устанавливается либо непосредственно на шпалы после предварительной обработки, либо на специальные подкладки.

Стоимость рельс

Чтобы с выгодой купить рельсы нужной марки, следует уметь правильно рассчитывать их стоимость. Сколько стоит рельс? Для определения цены железнодорожной рельсы необходимо знать следующие ее характеристики:

  • тип изделия (б/у, новое, состав и т.д.) – от этого зависит стоимость за тонну, первый и самый важный показатель;
  • вес (кг в 1 пог.м);
  • длина.

Также стоимость зависит от размера приобретаемой партии. Купить б/у или новые рельсы крупным оптом выгоднее, чем приобретать мелкооптовую партию рельсов.

Преимущества железнодорожных рельсов:

  • гарантируют равномерное распределение нагрузки по длине полотна;
  • обеспечивают прочную поверхность для колес железнодорожного транспорта, позволяя ему развивать высокую скорость;
  • обладают большим ресурсом использования (более пятидесяти лет), на протяжении которых эффективно противостоят износу и достойно выдерживают солидные нагрузки.

Вы можете заказать рельсы и другие технические жд материалы на сайте нашей компании как с самовывозом, так и с доставкой по всей России. Достаточно сделать звонок по телефону, указанному на сайте, или оформить заявку через корзину. Компания VSP52 предоставляет услуги по продаже, консультации в выборе и доставке железнодорожных конструкций множества типов. Товары в каталоге всегда в наличии и соответствуют описанию, действуют удобные способы оплаты и доставки. 

Продажа железнодорожных рельс и прочих комплектующих к ним. Доставка по всей России и СНГ. Гибкие условия оплаты, безопасная сделка, быстрая доставка.