Цикл статей:
Глава 1 — Разработка химического состава и технологии термической обработки железнодорожных рельсов из стали бейнитного класса
Глава 2 — Теоретические предпосылки разработки химического состава сталей бейнитного класса
Глава 3 — Оборудование и методика экспериментальных исследований
Глава 4 — Исследование влияния различных видов термической обработки на структуру и свойства сталей бейнитного класса
Глава 6 — Служба железнодорожных рельсов из сталей бейнитного класса
Служба железнодорожных рельсов из стали марки
Э30ХГ2САФМ
Особенности эволюции структуры и механических свойств стали марки Э30ХГ2САФМ при эксплуатации
Полигонные испытания позволили выявить ряд особенностей рельсов из сталей бейнитного класса марки Э30ХГ2САФМ. В частности, после эксплуатации отмечено повышение значений предела текучести от 1150 до 1210 Н/мм и относительного сужения от 39 до 56 % без изменения остальных характеристик. Полученные результаты хорошо согласуются с результатами работы [140], в которой указывается, что при деформации формируется ячеистая дислокационная структура, которая приводит к увеличению, как сопротивления деформации, так и пластичности материала (микро ПНП-эффект). Подобное поведение материала является благоприятным фактором, поскольку, как отмечает В.Е.Панин, полное подавление подвижности деформационных дефектов неизбежно привело бы к хрупкости материала.
Исследование микроструктуры рельсов после эксплуатации показало наличие участков ячеистой дислокационной субструктуры, отличающихся от субструктуры рельсов из сталей перлитного класса большими размерами и широкими границами (рисунок 6.2).
Развитая ячеистая дислокационная структура свидетельствует о достаточной подвижности дислокаций. Как показывает практика, при наличие такой структуры стали не склонны к хрупким разрушениям. В целом проведенные полигонные испытания и исследования показали перспективность применения стали бейнитного класса для производства рельсов. Предполагается, что дальнейшее повышение эксплуатационных характеристик рельсов с бейнитной структурой может быть достигнуто не путем увеличения прочностных характеристик, а за счет обеспечения высокой чистоты стали по неметаллическим включениям, снижения уровня микро -и макронапряжений.
Выводы
- Проведены полигонные испытания железнодорожных рельсов Р65 стали бейнитного класса марки Э30ХГ2САФМ, которые показали высокую эксплуатационную стойкость на 20 % превышающую стойкость объемно- закаленных рельсов из стали перлитного класса марки Э76Ф. Интенсивность бокового износа рельсов из стали марки Э30ХГ2САФМ составила 0,18 мм/100 млн.тонн брутто, вертикального — 0,13 мм/100 млн.тонн брутто, что на 10 и 23 % меньше по сравнению с интенсивностью износа объемно-закаленных рельсов из стали марки Э76Ф которая составляет 0,20 и 0,16 мм /100 млн.тонн брутто соответственно.
- Установлено, что значение коэффициентов интенсивности напряжений К]С составляют от 50,7 до 54,8 МПа^м, что находится на уровне объемно-закаленных углеродистых рельсов перлитного класса.
- В процессе эксплуатации рельсов из стали марки Э30ХГ2САФМ зафиксировано увеличение прочности и пластичности, что обусловлено развитой ячеистой дислокационной структурой.
Общие выводы
- Экспериментально показано и количественно определено влияние углерода, хрома, кремния и марганца (в убывающем порядке) на повышение прочностных характеристик стали бейнитного класса. Установлено положительное влияние хрома, кремния и марганца на показатели пластичности и ударной вязкости.
- Разработана марка стали Э30ХГ2САФМ и технология термической обработки, обеспечивающие получение высокого комплекса механических и технологических свойств железнодорожных рельсов.
- Проведено сравнительное исследование механических свойств и микроструктуры железнодорожных рельсов после прокатки, прокатки и отпуска, нормализации и отпуска. Установлено, что наилучшее сочетание прочности, пластичности и ударной вязкости достигается после нормализации и отпуска при 350 °С.
- Разработаны технические условия (ТУ 0921-167оп-01124323-2003) и внедрены в производство в условиях ОАО «НКМК» технологии термической обработки железнодорожных рельсов типа Р65 из стали марки Э30ХГ2САФМ.Совокупный прогнозируемый экономический эффект от производства железнодорожных рельсов из стали бейнитного класса марки Э30ХГ2САФМ при минимальном объеме производства 50 тыс. тонн составил 3 600 тыс. руб. в год.
- Проведены полигонные испытания железнодорожных рельсов Р65 стали бейнитного класса марки Э30ХГ2САФМ. Интенсивность бокового износа рельсов из стали марки Э30ХГ2САФМ составила 0,18 мм/100 млн.тонн брутто, вертикального — 0,13 мм/100 млн.тонн брутто, что на 10 и 23 % меньше по сравнению с интенсивностью износа объемно-закаленных рельсов из стали марки Э76Ф которая составляет 0,20 и 0,16 мм /100 млн.тонн брутто соответственно. В процессе эксплуатации рельсов из стали марки Э30ХГ2САФМ зафиксировано увеличение прочности и пластичности, что обусловлено развитой ячеистой дислокационной структурой.
Список литературы
- Испытания рельсов из бейнитной и перлитной стали // Железные доро¬ги мира.- 2003.- № 3.- С. 23 — 30.
- Оптимизация взаимодействия колеса и рельса // Железные дороги ми¬ра.- 2003.-№1.-С. 66-70.
- Новиков И.И. Теория термической обработки металлов. — М.: Метал¬лургия, 1974.-400с.
- Yokouama Н., Mitao S.,Takemasa М. Development of high strength pear- litis steel rail (SP Rail) with excellent wear and damage resistance // NKK Technical Review. — 2002. — №86.- C. 1-7.
- Kern A, Schmedders H, The development of bainitic steels for special rail- waysustem reguirements. / A. Kern // Ibid.- P. 1015-1021.
- Корчинский M. Передовые металлические конструкционные материа¬лы и новая роль микролегированных сталей // Сталь. — 2005.- № 6.- С. 124-130.
- Жуков А.А. К истории выявления спиноидального предрасслоения переохлажденного аустенита в бейнитных железоуглеродистых спла¬вах // МиТОМ. — 2001. — № 2. — С. 12 — 14.
- Металловедение и термическая обработка стали Справ, изд. / Под ред, М.Л. Бернштейна, А.Г.Рахштадта. М.: Металлургия, 1995. 336с
- Atkins М. Atlas of continuous transformation diagrams for engineering steels. Sheffield. British Steel Corporation, BSC Billet, 1977. -216 c.
- Гладштейн Л.И. Высокопрочная строительная сталь / Л.И. Гладштейн, Д.А. Литвиненко. — М.: Металлургия, 1972. — 240 с.
- Теплухин Г.Н. Закономерности структурообразования в сталях перлит¬ного класса./ Г.Н. Теплухин — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — 186 с.
- Садовский В.Д. Остаточный аустенит в закаленной стали./ В.Д. Садов¬ский — М: Наука, 1986. — 112 с.
- Счастливцев В.М. Структура термически обработанной стали / В.М.Счастливцев, Д.А.Мирзаев, И.Л. Яковлева. — М.: Металлургия, 1994.-288 с.
- Леонтьев В.А. Исследование режима нагрева рельсов и тепловой рабо¬ты проходной роликовых печей / В.А. Леонтьев, П.В. Кобяков // Сталь,- 1972.-№ 8.- С. 758-761.
- Влияние кальция на загрязненность и морфологию неметаллических включений в рельсовой стали / В.В. Могильный [и др.] // Неметалличе¬ские включения в рельсовой стали: сб.науч.тр.- Екатеринбург: ГНЦ РФ ОАО «УИМ», 2005.- С. 59 -65.
- Выбор режимов протифлокенной обработки непрерывнолитой заготов¬ки рельсовой стали / Г.А. Галицын // Материалы юбилейной рельсовой комиссии: сборник докладов.- Новокузнецк, 2002.- С. 280 — 290.
- Bojazki Z., Bold Т. Structure and properties of carbidefree-bainite// Asta.Met.- 1974.- V.22.- №10.- P.1223 — 1234.
- Sandvik B.P.The bainite reaction in Fe -Si -C alloys: the seconbary stage // Met.Trans.- 1982.- V.13A, 5.- P.777- 787.
- Калетин Ю.М. Легирование и термическая обработка сталей с бейнит- ной структурой / Ю.М. Калетин, А.Г. Рыжков, А.Ю. Калетин // Ми- ТОМ.-1987.-№ 6,- С. 13-17.